Объектно-ориентированные возможности PHP

Бизюк Андрей

ВГТУ

2024-12-03

Классы

class

Каждое определение класса начинается с ключевого слова class, затем следует имя класса, и далее пара фигурных скобок, которые заключают в себе определение свойств и методов этого класса.

Именем класса может быть любое слово, при условии, что оно не входит в список зарезервированных слов PHP, начинается с буквы или символа подчёркивания и за которым следует любое количество букв, цифр или символов подчёркивания. Если задать эти правила в виде регулярного выражения, то получится следующее выражение: ^[a-zA-Z_\x80-\xff][a-zA-Z0-9_\x80-\xff]*$.

Класс может содержать собственные константы, переменные (называемые свойствами) и функции (называемые методами).

Пример описания класса

<?php
class SimpleClass
{
    // объявление свойства
    public $var = 'значение по умолчанию';

    // объявление метода
    public function displayVar() {
        echo $this->var;
    }
}
?>

Псевдопеременная $this доступна в том случае, если метод был вызван в контексте объекта. $this - значение вызывающего объекта.

new

Для создания экземпляра класса используется директива new. новый объект всегда будет создан, за исключением случаев, когда он содержит конструктор, в котором определён вызов исключения в случае возникновения ошибки. Рекомендуется определять классы до создания их экземпляров (в некоторых случаях это обязательно).

Если с директивой new используется строка (string), содержащая имя класса, то будет создан новый экземпляр этого класса. Если имя находится в пространстве имён, то оно должно быть задано полностью.

В случае отсутствия аргументов в конструктор класса, круглые скобки после названия класса можно опустить.

Создание экземпляра класса

<?php
$instance = new SimpleClass();

// Это же можно сделать с помощью переменной:
$className = 'SimpleClass';
$instance = new $className(); // new SimpleClass()
?>

В контексте класса можно создать новый объект через new self и new parent.

Когда происходит присвоение уже существующего экземпляра класса новой переменной, то эта переменная будет указывать на этот же экземпляр класса. То же самое происходит и при передаче экземпляра класса в функцию. Копию уже созданного объекта можно создать через её клонирование.

Присваивание объекта

<?php

$instance = new SimpleClass();

$assigned   =  $instance;
$reference  =& $instance;

$instance->var = '$assigned будет иметь это значение';

$instance = null; // $instance и $reference становятся null
?>

Создание новых объектов

<?php
class Test
{
    static public function getNew()
    {
        return new static;
    }
}

class Child extends Test
{}

$obj1 = new Test();
$obj2 = new $obj1;
var_dump($obj1 !== $obj2);//true

$obj3 = Test::getNew();
var_dump($obj3 instanceof Test);//true

$obj4 = Child::getNew();
var_dump($obj4 instanceof Child);//true
?>

Обращение к свойствам и методам

<?php
echo (new DateTime())->format('Y');
?>

Свойства и методы

Свойства и методы класса живут в разделённых “пространствах имён”, так что возможно иметь свойство и метод с одним и тем же именем. Ссылки как на свойства, так и на методы имеют одинаковую нотацию, и получается, что получите вы доступ к свойству или же вызовете метод - определяется контекстом использования.

Доступ к свойству vs. вызов метода

<?php
class Foo
{
    public $bar = 'свойство';

    public function bar() {
        return 'метод';
    }
}

$obj = new Foo();
echo $obj->bar, PHP_EOL, $obj->bar(), PHP_EOL;

Это означает, что вызвать анонимную функцию, присвоенную переменной, напрямую не получится. Вместо этого свойство должно быть назначено, например, переменной. Можно вызвать такое свойство напрямую, заключив его в скобки.

Вызов анонимной функции, содержащейся в свойстве


<?php
class Foo
{
    public $bar;

    public function __construct() {
        $this->bar = function() {
            return 42;
        };
    }
}

$obj = new Foo();

echo ($obj->bar)(), PHP_EOL;

extends

Класс может наследовать константы, методы и свойства другого класса используя ключевое слово extends в его объявлении. Невозможно наследовать несколько классов, один класс может наследовать только один базовый класс.

Наследуемые константы, методы и свойства могут быть переопределены (за исключением случаев, когда метод или константа класса объявлены как final) путём объявления их с теми же именами, как и в родительском классе. Существует возможность доступа к переопределённым методам или статическим свойствам путём обращения к ним через parent::

Простое наследование классов


<?php
class ExtendClass extends SimpleClass
{
    // Переопределение метода родителя
    function displayVar()
    {
        echo "Расширенный класс\n";
        parent::displayVar();
    }
}

$extended = new ExtendClass();
$extended->displayVar();
?>

Правила совместимости сигнатуры

При переопределении метода его сигнатура должна быть совместима с родительским методом. В противном случае выдаётся фатальная ошибка или, до PHP 8.0.0, генерируется ошибка уровня E_WARNING. Сигнатура является совместимой, если она соответствует правилам контравариантности, делает обязательный параметр необязательным и если какие-либо новые параметры являются необязательными. Это известно как принцип подстановки Барбары Лисков или сокращённо LSP. Правила совместимости не распространяются на конструктор и сигнатуру private методов, они не будут выдавать фатальную ошибку в случае несоответствия сигнатуры.

::class

Ключевое слово class используется для разрешения имени класса. Чтобы получить полное имя класса ClassName, используйте ClassName::class. Обычно это довольно полезно при работе с классами, использующими пространства имён.

Разрешение имени класса


<?php
namespace NS {
    class ClassName {
    }

    echo ClassName::class;
}
?>

Разрешение имён класса с использованием ::class происходит на этапе компиляции. Это означает, что на момент создания строки с именем класса автозагрузки класса не происходит. Как следствие, имена классов раскрываются, даже если класс не существует. Ошибка в этом случае не выдаётся.

Начиная с PHP 8.0.0, константа ::class также может использоваться для объектов. Это разрешение происходит во время выполнения, а не во время компиляции. То же самое, что и при вызове get_class() для объекта.

Методы и свойства Nullsafe

Начиная с PHP 8.0.0, к свойствам и методам можно также обращаться с помощью оператора “nullsafe”: ?->. Оператор nullsafe работает так же, как доступ к свойству или методу, как указано выше, за исключением того, что если разыменование объекта выдаёт null, то будет возвращён null, а не выброшено исключение. Если разыменование является частью цепочки, остальная часть цепочки пропускается.

Аналогично заключению каждого обращения в is_null(), но более компактный.

Оператор Nullsafe


<?php

// Начиная с PHP 8.0.0, эта строка:
$result = $repository?->getUser(5)?->name;

// Эквивалентна следующему блоку кода:
if (is_null($repository)) {
    $result = null;
} else {
    $user = $repository->getUser(5);
    if (is_null($user)) {
        $result = null;
    } else {
        $result = $user->name;
    }
}
?>

Свойства

Переменные, которые являются членами класса, называются свойства. Также их называют, используя другие термины, таких как поля. Они определяются с помощью ключевых слов public, protected или private, за которыми следует необязательное объявление типа, за которым следует обычное объявление переменной. Это объявление может содержать инициализацию, но эта инициализация должна быть постоянным значением.

В пределах методов класса доступ к нестатическим свойствам может быть получен с помощью -> (объектного оператора): $this->property (где property - имя свойства). Доступ к статическим свойствам осуществляется с помощью :: (двойного двоеточия): self::$property.

Псевдопеременная $this доступна внутри любого метода класса, когда этот метод вызывается из контекста объекта. $this - значение вызывающего объекта.

Определение свойств


<?php
class SimpleClass
{
   public $var1 = 'hello ' . 'world';
   public $var2 = <<<EOD
hello world
EOD;
   public $var3 = 1+2;
   // неправильное определение свойств:
   public $var4 = self::myStaticMethod();
   public $var5 = $myVar;

   // правильное определение свойств:
   public $var6 = myConstant;
   public $var7 = [true, false];

   public $var8 = <<<'EOD'
hello world
EOD;
}
?>

Объявления типов

Начиная с PHP 7.4.0, определения свойств могут включать Объявление типов, за исключением типа callable.

Пример использования типизированных свойств


<?php

class User
{
    public int $id;
    public ?string $name;

    public function __construct(int $id, ?string $name)
    {
        $this->id = $id;
        $this->name = $name;
    }
}

$user = new User(1234, null);

var_dump($user->id);//int(1234)
var_dump($user->name);//NULL

?>

Перед обращением к типизированному свойству у него должно быть задано значение, иначе будет выброшено исключение *Error*.

Объявление типов

Объявления типов могут использоваться для аргументов функций, возвращаемых значений и, начиная с PHP 7.4.0, для свойств класса. Они используются во время исполнения для проверки, что значение имеет точно тот тип, который для них указан. В противном случае будет выброшено исключение TypeError.

При переопределении родительского метода, тип возвращаемого значения дочернего метода должен соответствовать любому объявлению возвращаемого типа родительского. Если в родительском методе тип возвращаемого значения не объявлен, то это можно сделать в дочернем.

Одиночные типы

тип Описание
Имя класса/интерфейса Значение должно представлять собой instanceof заданного класса или интерфейса.
self Значение должно представлять собой instanceof того же класса, в котором используется объявление типа. Может использоваться только в классах.
parent Значение должно представлять собой instanceof родительского класса, в котором используется объявление типа. Может использоваться только в классах.
array Значение должно быть типа array.
callable Значение должно быть корректным callable. Нельзя использовать в качестве объявления для свойств класса.
bool Значение должно быть логического типа.
float Значение должно быть числом с плавающей точкой.
int Значение должно быть целым числом.
string Значение должно быть строкой (тип string).
iterable Значение может быть либо массивом (тип array), либо представлять собой instanceof Traversable.
object Значение должно быть объектом (тип object).
mixed Значение может иметь любой тип.

Объявление типа возвращаемого значения

<?php
function sum($a, $b): float {
    return $a + $b;
}
?>

Возвращение объекта


<?php
class C {}

function getC(): C {
    return new C;
}
?>

Обнуляемые типы

Объявления типов могут быть помечены как обнуляемые, путём добавления префикса в виде знака вопроса(?). Это означает, что значение может быть как объявленного типа, так и быть равным null.

Объявление обнуляемых типов


<?php
class C {}

function f(?C $c) {
    var_dump($c);
}

f(new C);
f(null);
?>

Автоматическая загрузка классов

Большинство разработчиков объектно-ориентированных приложений используют такое соглашение именования файлов, в котором каждый класс хранится в отдельно созданном для него файле. Одна из самых больших неприятностей - необходимость писать в начале каждого скрипта длинный список подгружаемых файлов (по одному для каждого класса).

Функция spl_autoload_register() позволяет зарегистрировать необходимое количество автозагрузчиков для автоматической загрузки классов и интерфейсов, если они в настоящее время не определены. Регистрируя автозагрузчики, PHP получает последний шанс для интерпретатора загрузить класс прежде, чем он закончит выполнение скрипта с ошибкой.

В этом примере функция пытается загрузить классы MyClass1 и MyClass2 из файлов MyClass1.php и MyClass2.php соответственно.

<?php
spl_autoload_register(function ($class_name) {
    include $class_name . '.php';
});

$obj  = new MyClass1();
$obj2 = new MyClass2();
?>

В данном примере вызывается исключение и отлавливается блоком try/catch.

<?php
spl_autoload_register(function ($name) {
    echo "Хочу загрузить $name.\n";
    throw new Exception("Невозможно загрузить $name.");
});

try {
    $obj = new NonLoadableClass();
} catch (Exception $e) {
    echo $e->getMessage(), "\n";
}
?>

Абстрактные классы

PHP поддерживает определение абстрактных классов и методов. На основе абстрактного класса нельзя создавать объекты, и любой класс, содержащий хотя бы один абстрактный метод, должен быть определён как абстрактный. Методы, объявленные абстрактными, несут, по существу, лишь описательный смысл и не могут включать реализацию.

При наследовании от абстрактного класса, все методы, помеченные абстрактными в родительском классе, должны быть определены в дочернем классе и следовать обычным правилам наследования и совместимости сигнатуры.

Пример абстрактного класса

<?php
abstract class AbstractClass
{
   /* Данный метод должен быть определён в дочернем классе */
    abstract protected function getValue();
    abstract protected function prefixValue($prefix);

   /* Общий метод */
    public function printOut() {
        print $this->getValue() . "\n";
    }
}

class ConcreteClass1 extends AbstractClass
{
    protected function getValue() {
        return "ConcreteClass1";
    }

    public function prefixValue($prefix) {
        return "{$prefix}ConcreteClass1";
    }
}
?>

Магические методы

Магические методы - это специальные методы, которые переопределяют действие PHP по умолчанию, когда над объектом выполняются определённые действия.

Следующие названия методов считаются магическими: __construct(), __destruct(), __call(), __callStatic(), __get(), __set(), __isset(), __unset(), __sleep(), __wakeup(), __serialize(), __unserialize(), __toString(), __invoke(), __set_state(), __clone() и __debugInfo()

Интерфейсы объектов

Интерфейсы объектов позволяют создавать код, который указывает, какие методы должен реализовать класс, без необходимости определять, как именно они должны быть реализованы. Интерфейсы разделяют пространство имён с классами и трейтами, поэтому они не могут называться одинаково.

Интерфейсы объявляются так же, как и обычные классы, но с использованием ключевого слова interface вместо class. Тела методов интерфейсов должны быть пустыми.

Все методы, определённые в интерфейсах, должны быть общедоступными, что следует из самой природы интерфейса.

На практике интерфейсы используются в двух взаимодополняющих случаях:

Чтобы позволить разработчикам создавать объекты разных классов, которые могут использоваться взаимозаменяемо, поскольку они реализуют один и тот же интерфейс или интерфейсы. Типичный пример - несколько служб доступа к базе данных, несколько платёжных шлюзов или разных стратегий кеширования. Различные реализации могут быть заменены без каких-либо изменений в коде, который их использует.

Чтобы разрешить функции или методу принимать и оперировать параметром, который соответствует интерфейсу, не заботясь о том, что ещё может делать объект или как он реализован. Эти интерфейсы часто называют Iterable, Cacheable, Renderable и так далее, чтобы описать их поведение.

Интерфейсы могут определять магические методы, требуя от реализующих классов реализации этих методов.

Implements

Для реализации интерфейса используется оператор implements. Класс должен реализовать все методы, описанные в интерфейсе, иначе произойдёт фатальная ошибка. При желании классы могут реализовывать более одного интерфейса, разделяя каждый интерфейс запятой.

Пример интерфейса

<?php

// Объявим интерфейс 'Template'
interface Template
{
    public function setVariable($name, $var);
    public function getHtml($template);
}

// Реализация интерфейса
// Это будет работать
class WorkingTemplate implements Template
{
    private $vars = [];

    public function setVariable($name, $var)
    {
        $this->vars[$name] = $var;
    }

    public function getHtml($template)
    {
        foreach($this->vars as $name => $value) {
            $template = str_replace('{' . $name . '}', $value, $template);
        }

        return $template;
    }
}

// Это не будет работать
// (Фатальная ошибка: Класс BadTemplate содержит 1 абстрактный метод
// и поэтому должен быть объявлен абстрактным (Template::getHtml))
class BadTemplate implements Template
{
    private $vars = [];

    public function setVariable($name, $var)
    {
        $this->vars[$name] = $var;
    }
}
?>

Трейты

PHP реализует метод для повторного использования кода под названием трейт (trait).

Трейт - это механизм обеспечения повторного использования кода в языках с поддержкой только одиночного наследования, таких как PHP. Трейт предназначен для уменьшения некоторых ограничений одиночного наследования, позволяя разработчику повторно использовать наборы методов свободно, в нескольких независимых классах и реализованных с использованием разных архитектур построения классов. Семантика комбинации трейтов и классов определена таким образом, чтобы снизить уровень сложности, а также избежать типичных проблем, связанных с множественным наследованием и смешиванием (mixins).

Трейт очень похож на класс, но предназначен для группирования функционала хорошо структурированным и последовательным образом. Невозможно создать самостоятельный экземпляр трейта. Это дополнение к обычному наследованию и позволяет сделать горизонтальную композицию поведения, то есть применение членов класса без необходимости наследования.

Пример использования трейта

<?php
trait ezcReflectionReturnInfo {
    function getReturnType() { /*1*/ }
    function getReturnDescription() { /*2*/ }
}

class ezcReflectionMethod extends ReflectionMethod {
    use ezcReflectionReturnInfo;
    /* ... */
}

class ezcReflectionFunction extends ReflectionFunction {
    use ezcReflectionReturnInfo;
    /* ... */
}
?>

Приоритет

Наследуемый член из базового класса переопределяется членом, находящимся в трейте. Порядок приоритета следующий: члены из текущего класса переопределяют методы в трейте, которые в свою очередь переопределяют унаследованные методы.

Несколько трейтов

В класс можно добавить несколько трейтов, перечислив их в директиве use через запятую.

Пример использования нескольких трейтов


<?php
trait Hello {
    public function sayHello() {
        echo 'Hello ';
    }
}

trait World {
    public function sayWorld() {
        echo 'World';
    }
}

class MyHelloWorld {
    use Hello, World;
    public function sayExclamationMark() {
        echo '!';
    }
}

$o = new MyHelloWorld();
$o->sayHello();
$o->sayWorld();
$o->sayExclamationMark();
?>

Разрешение конфликтов

Если два трейта добавляют метод с одним и тем же именем, это приводит к фатальной ошибке в случае, если конфликт явно не разрешён.

Для разрешения конфликтов именования между трейтами, используемыми в одном и том же классе, необходимо использовать оператор insteadof для того, чтобы точно выбрать один из конфликтующих методов.

Так как предыдущий оператор позволяет только исключать методы, оператор as может быть использован для включения одного из конфликтующих методов под другим именем. Обратите внимание, что оператор as не переименовывает метод и не влияет на какой-либо другой метод.

Пример разрешения конфликтов


<?php
trait A {
    public function smallTalk() {
        echo 'a';
    }
    public function bigTalk() {
        echo 'A';
    }
}

trait B {
    public function smallTalk() {
        echo 'b';
    }
    public function bigTalk() {
        echo 'B';
    }
}

class Talker {
    use A, B {
        B::smallTalk insteadof A;
        A::bigTalk insteadof B;
    }
}

class Aliased_Talker {
    use A, B {
        B::smallTalk insteadof A;
        A::bigTalk insteadof B;
        B::bigTalk as talk;
    }
}
?>

Изменение видимости метода

Используя синтаксис оператора as, можно также изменить видимость метода в использующем трейт классе.

Пример изменения видимости метода

<?php
trait HelloWorld {
    public function sayHello() {
        echo 'Hello World!';
    }
}

// Изменение видимости метода sayHello
class MyClass1 {
    use HelloWorld { sayHello as protected; }
}

// Создание псевдонима метода с изменённой видимостью
// видимость sayHello не изменилась
class MyClass2 {
    use HelloWorld { sayHello as private myPrivateHello; }
}
?>

Трейты, состоящие из трейтов

Трейты могут использоваться как в классах, так и в других трейтах. Используя один или более трейтов в определении другого трейта, он может частично или полностью состоять из членов, определённых в этих трейтах.

Абстрактные члены трейтов

Трейты поддерживают использование абстрактных методов для того, чтобы установить требования к использующему классу. Поддерживаются общедоступные, защищённые и закрытые методы. До PHP 8.0.0 поддерживались только общедоступные и защищённые абстрактные методы.

Статические члены трейта

В трейтах можно определять статические переменные, статические методы и статические свойства.

Анонимные классы

Анонимные классы полезны, когда нужно создать простые, одноразовые объекты. Они могут передавать аргументы в конструкторы, расширять другие классы, реализовывать интерфейсы и использовать трейты как обычный класс.

Пример

<?php

// Использование явного класса
class Logger
{
    public function log($msg)
    {
        echo $msg;
    }
}

$util->setLogger(new Logger());

// Использование анонимного класса
$util->setLogger(new class {
    public function log($msg)
    {
        echo $msg;
    }
});

Перегрузка

Перегрузка в PHP означает возможность динамически “создавать” свойства и методы. Эти динамические сущности обрабатываются с помощью магических методов, которые можно создать в классе для различных видов действий.

Методы перегрузки вызываются при взаимодействии со свойствами или методами, которые не были объявлены или не видны в текущей области видимости. Далее в этом разделе будут использоваться термины “недоступные свойства” или “недоступные методы” для обозначения этой комбинации объявления и области видимости.

Все методы перегрузки должны быть объявлены как public.

Перегрузка свойств

public __set(string $name, mixed $value): void

public __get(string $name): mixed

public __isset(string $name): bool

public __unset(string $name): void

Метод __set() будет выполнен при записи данных в недоступные (защищённые или приватные) или несуществующие свойства.

Метод __get() будет выполнен при чтении данных из недоступных (защищённых или приватных) или несуществующих свойств.

Метод __isset() будет выполнен при использовании isset() или empty() на недоступных (защищённых или приватных) или несуществующих свойствах.

Метод __unset() будет выполнен при вызове unset() на недоступном (защищённом или приватном) или несуществующем свойстве.

Аргумент $name представляет собой имя вызываемого свойства. Метод __set() содержит аргумент $value, представляющий собой значение, которое будет записано в свойство с именем $name.

Перегрузка свойств работает только в контексте объекта. Данные магические методы не будут вызваны в статическом контексте. Поэтому эти методы не должны объявляться статическими. При объявлении любого магического метода как static будет выдано предупреждение.

Перегрузка методов

public __call(string $name, array $arguments): mixed

public static __callStatic(string $name, array $arguments): mixed

__call() запускается при вызове недоступных методов в контексте объект.

__callStatic() запускается при вызове недоступных методов в статическом контексте.

Аргумент $name представляет собой имя вызываемого метода. Аргумент $arguments представляет собой нумерованный массив, содержащий параметры, переданные в вызываемый метод $name.